СПО и проектирование интерфейса пользователя (Дмитрий Литвинов, OSEDUCONF-2024)
Материал из 0x1.tv
- Докладчик
- Дмитрий Литвинов
В данной статье рассматривается проблема острой нехватки программных продуктов с открытым исходным кодом для работы в сфере дизайна и, в частности, проектирования интерфейсов.
Содержание
Видео
Презентация
Thesis
- UI/UX, дизайн интерфейса.
Рассмотрим модель разработки программного обеспечения, далее просто ПО, под названием «Водопад»[1]:
Эта схема является наиболее подходящей для описания
проблемы данной темы. Возникшие проблемы и задержки в одном из первых трёх этапов будут иметь
большие негативные последствия в последующих этапах, и, как следствие, для продукта в целом.
Итак, мы видим пять этапов разработки ПО, по крайней мере два из которых не имеют очевидной зависимости от использования свободного программного обеспечения (СПО). Это этап номер один «Проектирование» и этап номер пять «Поддержка». В целом к ним можно добавить и четвёртый этап, но технологий тестирования много, и некоторые могут включать в себя тестирование с применением различного ПО.
Намного сильнее зависят от типа лицензии ПО оставшиеся два этапа: это «Дизайн» и «Кодирование».
И если у программистов при переходе на СПО и Linux имеется обширный инструментарий, то дизайнеры сталкиваются с почти полным отсутствием альтернатив ПО в данной сфере деятельности. Таким образом, пока также отсутствует возможность внедрения СПО для проектирования и дизайна в образовательный процесс в школах, колледжах и вузах.
Ниже приведена таблица программных продуктов, которые могут быть применены для проектирования интерфейсов пользователя на разных стадиях развития продукта — от проектирования интерфейса до презентации готового продукта заказчику. Данные программы имеют, в той или иной степени, большие сообщества пользователей, а значит, достаточный объём учебного материала.
Если убрать из рассмотрения несвободное и ПО под санкциями, а также ПО, которое не создано изначально для дизайна интерфейсов, из рассмотренных продуктов с полным циклом проектирования интерфейса останется только Penpot. Это проект с небольшим сообществом пользователей и таким же малым количеством учебного материала, который всё ещё находится в разработке. Но так как он является аналогом, в хорошем смысле этого слова, его проприетарным конкурентам в лице Figma, Sketch и Lunacy, то переход на него может пройти достаточно гладко. Автору статьи потребовалось не более пятнадцати минут, чтобы освоиться с функционалом данного приложения.
Но есть и ряд проблем. Во первых, это веб-приложение, которое, как и его веб-конкуренты, имеет существенные минусы:
- привязка к наличию и качеству интернет-соединения;
- техническое ограничение одной вкладки браузера, в среднем, в 2 гигабайта оперативной памяти[2];
- собственно сам браузер, требующий и потребляющий немалое количество ресурсов «железа» в отличие от нативных решений.
В теории, эти минусы обходятся установкой Penpot в собственный контейнер[3].
На сайте проекта есть соответствующая инструкция, но маловероятно, что это будет производиться в образовательных организациях.
Второе ограничение — разделение проекта на мелкие подпроекты и библиотеки. А третье — это необходимость обновления парка рабочих машин.
Есть ещё один минус, который невозможно обойти — проект является иностранным продуктом, и пока непонятно, как его руководство будет вести себя по отношению к коммитам от наших соотечественников.
В итоге, мы имеем практически полное отсутствие программного обеспечения для проектирования и прототипирования интерфейсов на базе СПО. И для решения этой проблемы сообществу российского СПО необходимо консолидироваться. Видится несколько путей решения отсутствия ПО для разработки интерфейсов:
- присоединение к разработке уже имеющихся инструментов;
- создание форков данных проектов, что позволит не зависеть от иностранного влияния;
- создание с нуля нативных решений в рамках поддержки российских компаний государством.