Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020) — различия между версиями

Материал из 0x1.tv

(Новая страница: «;{{SpeakerInfo}}: {{Speaker|Игорь Воронин}} <blockquote> </blockquote> {{VideoSection}} {{vimeoembed||800|450}} {{youtubelink|}} {{SlidesSection}}…»)
 
 
(не показано 12 промежуточных версий этого же участника)
;{{SpeakerInfo}}: {{Speaker|Игорь Воронин}}
<blockquote>
Обсуждаются способы создания и использования в учебном процессе видео-пособий.
Рассмотрены необходимые ресурсы для создания видеороликов. Предлагается решение в виде комплекта видео пособий по
образовательной робототехники УМКИ, как пакет в школьном дистрибутиве UMKI.
</blockquote>

{{VideoSection}}

{{vimeoembed|408661602|800|450}}
{{youtubelink|}}
|SHY5FQKgmM8}}
{{SlidesSection}}
[[File:Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf|left|page=-|300px]]

{{----}}

== Thesis ==
Нынешние школьники, очень много времени проводят в социальных сетях: общаются при помощи мобильных устройств; интересующую их информацию, получают в мультимедийном виде, как правило в форме видео роликов. Такое клиповое мышление, современных подростков, затрудняет понимание информации представленной в традиционной текстовой форме. Как показывает опыт, зачастую им проще понять необходимый материал через просмотр ролика в Ютубе, чем через прочтение нескольких страниц текста.

Видео площадки становятся традиционными для преподавания технических дисциплин, набирают массовую популярность например такие как Coursera, edX, Udacity. Публикуемые типы роликов могут быть в виде записи лекции или доклада на конференции. Но возможен и другой вариант: запись обучающих видеоматериалов, в форме пособия к которому обращаются постоянно, чтобы понять и разобраться как достигнуть того или иного результата.

В современном образовательном процессе ведущих мировых университетов MIT, Harvard и UC Berkeley  видео контент образовательных ресурсов уже давно занимает важное место. Университеты тратят много времени и денег на создание таких видео роликов, решая при этом связанный вопрос, как улучшить обучение учащихся, сохраняя высокие темпы производства учебного видео и придерживаясь разумных финансовых и трудовых затрат. Профессора ведущих университетов мира проводят различные эмпирические исследования взаимодействия студентов с видео контентом. Эти исследования обращают внимание на качество воспринимаемой информации из которых можно выделить два основных параметра: время просмотра ролика и качество усвоенного материала. Качество восприятия проверяется итоговым тестированием ученика, время просмотра фиксируется площадкой видеохостинга.

Учебные видео ролики могут быть представлены в различных стилях, которые в основном можно сгруппировать, как:

* Набор слайдов презентации с пояснениями преподавателя;
* Код набираемый преподавателем в видео редакторе  скринкаст (грабилка) экрана;
* Полноэкранное видео рисунков от руки с цифрового планшета;
* Учебная аудитория или студия для записи выступления, оформленная под обсуждаемую тему;
* Запись выступления одного, или интервью разных преподавателей.

Вместе с тем, хорошим решением для повышения усвоения материала обучающимися, является связка печатного издания с набором видео материалов по общей теме. В 2018 году издательством Питер была издана книга за нашим авторством «Программирование для детей. От основ к созданию роботов», как учебное пособие для проведения занятий, и в 2019 году издательство Дрофа вышел единый учебник технологии, где авторами раздела по робототехнике также являлись мы. Эти издания входят в учебно-методический комплект образовательной робототехники УМКИ, (пакет в школьном дистрибутиве UMKI с использованием сред визуального программирования SNAP и КУМИР, которые включены в базовую поставку Альт Образование). В связи с изложенным в начале статьи, для повышения вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, нами были разработаны наборы мультимедийных материалов, включая и наборы видеороликов, как дополнительное пособие по технологии программирования. Использование видеоматериалов позволяет педагогу на занятиях в полной мере реализовать базовые педагогические принципы: наглядности, научности и практикоориентированности, позволяя ученику самостоятельно заниматься с материалом переходя от простого к сложному, повторяя, при необходимости нужные фрагменты, и продвигаясь вперед в собственном темпе.

На сайте ИПЛИТ РАН мы опубликовали ссылку на вики ресурс, где собраны ролики по различным категориям, сами ролики, при этом, загружены на Ютуб. В этом курсе предлагается два направления обучения программированию микропроцессоров в среде Ардуино. Первый раздел ориентирован на учеников начальной школы: обучение из среды визуального программирования Snap! (аналог Scratch). Второй  для учеников основной школы: обучение программированию в среде Ардуино IDE. В двух различных средах ученики знакомятся с базовыми функциями обращения к портам процессора начиная от самых простых, управляя встроенным светодиодом на тринадцатом контакте Arduino, до достаточно интересных проектов помогающих юному пользователю самостоятельно создать работу, которая в будущем сможет оказаться базой для собственного стартапа.

Используемое в обсуждаемом учебно-методическом комплекте оборудование, построено на базе AVR микропроцессоров ATmega  контроллеров Xbee, Arduino с наборами датчиков и электронными компонентами позволяющими создавать программируемые модели роботов.

Для записи видео роликов использовались инструменты, доступные в среде: '''«Альт Образование  -''' это:

* SimpleScreenRecorder - программа для записи игр с экрана. Использовалась для записи действий на экране
* Inkscape - профессиональное программное обеспечение для работы с векторной графикой. Использовалась для записи титров
* MEncoder  программа для конвертирования аудио и видео файлов. Использовалась для нарезки видео роликов, склейки по сценарию, конвертации видео в конечный формат.

Естественно, использовались программы самой операционной системы linux  FTP, SCP для переноса видео роликов с мобильного телефона на сервер хостинга.

Поскольку обучающих видео роликов было создано достаточно большое количество, то для удобной навигации, был организован и использован WIKI-сервер, чтобы всю информацию упорядочить организовать структурную навигацию для ориентации по группам роликов.

Порядок создания был следующий.

# Составление сценария ролика, для определения того, что за чем должно быть представлено, и к чему необходимо подойти в финале ролика.
# Составление схемы на базе набора оборудования, задействованного в ролике. Набор оборудования используемого для этого был следующим:
#* ноутбук с ОС Altlinux , для сборки готового видеоролика;
#* смартфон, на который снимались действия на столе;
#* штатив  для крепления смартфона;
#* плата УМКИ-К6, включающая контроллер Arduino Nano;
#* набор электронных компонентов подключаемых к плате УМКИ-К6 и комплект проводов,;
#* стол, свет, фон  хромакей.
# Составление программного кода, который будет разбираться в ролике, проверка его работоспособности и соответствия портам, собранным на схеме.
# Съемка нескольких частей видео записи, на смартфоне и на экране, с сохранением результатов в папке конкретного видеоролика.
# Обрезка ненужных моментов из роликов, например, командой: ''$mencoder sh924_2.mp4 -ovc copy -oac mp3lame -of lavf -ss 1:38 -endpos 6 -o 116.mp4''

где '''sh924_2.mp4''' - имя входного файла, '''-o 116.mp4'''  имя выходного файла, '''-ss 1:38''' обрезаем с минуты 38 сек, в течении 6 секунд.

* Переноска нарезанного набора роликов в папку с файлами титров, заранее подготовленных в едином стиле в виде картинок, и запуск склейки финального ролика, например, командой: 
  $mencoder 1*.mp4 -ovc copy -oac mp3lame -of lavf -o 222.mp4
** где 
:;1*.mp4:  имена всех файлов в нужной последовательности, 
:;-o 222.mp4:  имя выходного файла.
* Публикация полученного файла на сервере видеохостинга youtube.com.
* Создание на WIKI сервере раздела со ссылкой на ролик в Ютубе и, оформление его изображением схемы эксперимента и программного кода для этого занятия.

Опыт преподавания программирования в школе показывает, что публикацию подобных видеоматериалов можно организовать на потоке для достаточно большого числа учащихся, причем быстро, с высоким качеством и доступностью для преподавателя, даже в том случае, когда преподаватель может не владеть в полной мере новейшими информационными технологиями, необходимыми для организации обучения в рамках ФГОС последнего поколения. Мы уверены, что использование подобных видеоматериалов позволит организовать современный учебный процесс с минимальными затратами на переобучение преподавателей и с максимальным положительным и качественным результатом.

Нужно отметить, что все видео ролики, приведенные на сайте, а также книга «Программирование для детей. От основ к созданию роботов», как и весь учебно-методический комплект «УМКИ» базируется на программном обеспечении под лицензией GNU, которое совершенно свободно и бесплатно можно установить на компьютер, смартфон, передать друзьям, ученикам и коллегам по работе. Пакеты программного обеспечения входят в репозиторий Девятой платформы (p9) .

{{----}}
[[File:{{#setmainimage:Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020)!.jpg}}|center|640px]]
{{LinksSection}}
<!-- <blockquote>[©]</blockquote> -->
===  Литература  ===
* Стас Фомин. Инструмент для эффективного монтажа семинаров, докладов и прочего образовательного видео. http://wiki.4intra.net/SeminarAssembler
* Воронин И.В., Воронина В.В. Программирование для детей. От основ к созданию роботов, г.2018, ISBN 978-5-4461-0555-7, Издательство Питер
* Стас Фомин. Крупнейший каталог российских докладов и семинаров ПО IT-тематике! <code>http://0x1.tv/Медиатека</code>
* Игорь Воронин 2013г. Использование программируемого робота конструктора в образовательных целях, Ярославский педагогический вестник
* Е.С. Басан, А.С. Басан, г. Таганрог, РФ, Обзор аппаратных платформ для реализации беспроводных сенсорных сетей, УДК 004.056: 004.73
* АСТАПОВА О.В., Использование видеороликов в процессе обучения, ГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»; Лесосибирский педагогический институт, Лесосибирск Номер: 8 Год: 2011 Страницы: 152a ЖУРНАЛ:УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза) ISSN: 1681-7494
* Мартен Бэрт, автор SimpleScreenRecorder  программы в Linux для записи программ и игр https://www.maartenbaert.be/simplescreenrecorder/
* Страница сайта образовательных видео роликов УМКИ  http://meteor.laser.ru/umki/index.php/Видео
{{vklink|1860}}                                          
{{fblink|2652134998372838}}                                          
<references/>

[[Категория:OSEDUCONF-2020]]
[[Категория:СПО в образовании]]
[[Категория:Draft]]{{stats|disqus_comments=0|refresh_time=2021-08-31T18:25:50.438399|vimeo_plays=10|youtube_comments=0|youtube_plays=21}}

Текущая версия на 12:03, 28 октября 2021

Докладчик
Игорь Воронин.jpg
Игорь Воронин

Обсуждаются способы создания и использования в учебном процессе видео-пособий. Рассмотрены необходимые ресурсы для создания видеороликов. Предлагается решение в виде комплекта видео пособий по образовательной робототехники УМКИ, как пакет в школьном дистрибутиве UMKI.

Видео

on youtube

Презентация

Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020).pdf

Thesis

Нынешние школьники, очень много времени проводят в социальных сетях: общаются при помощи мобильных устройств; интересующую их информацию, получают в мультимедийном виде, как правило в форме видео роликов. Такое клиповое мышление, современных подростков, затрудняет понимание информации представленной в традиционной текстовой форме. Как показывает опыт, зачастую им проще понять необходимый материал через просмотр ролика в Ютубе, чем через прочтение нескольких страниц текста.

Видео площадки становятся традиционными для преподавания технических дисциплин, набирают массовую популярность например такие как Coursera, edX, Udacity. Публикуемые типы роликов могут быть в виде записи лекции или доклада на конференции. Но возможен и другой вариант: запись обучающих видеоматериалов, в форме пособия к которому обращаются постоянно, чтобы понять и разобраться как достигнуть того или иного результата.

В современном образовательном процессе ведущих мировых университетов MIT, Harvard и UC Berkeley — видео контент образовательных ресурсов уже давно занимает важное место. Университеты тратят много времени и денег на создание таких видео роликов, решая при этом связанный вопрос, как улучшить обучение учащихся, сохраняя высокие темпы производства учебного видео и придерживаясь разумных финансовых и трудовых затрат. Профессора ведущих университетов мира проводят различные эмпирические исследования взаимодействия студентов с видео контентом. Эти исследования обращают внимание на качество воспринимаемой информации из которых можно выделить два основных параметра: время просмотра ролика и качество усвоенного материала. Качество восприятия проверяется итоговым тестированием ученика, время просмотра фиксируется площадкой видеохостинга.

Учебные видео ролики могут быть представлены в различных стилях, которые в основном можно сгруппировать, как:

  • Набор слайдов презентации с пояснениями преподавателя;
  • Код набираемый преподавателем в видео редакторе — скринкаст (грабилка) экрана;
  • Полноэкранное видео рисунков от руки с цифрового планшета;
  • Учебная аудитория или студия для записи выступления, оформленная под обсуждаемую тему;
  • Запись выступления одного, или интервью разных преподавателей.

Вместе с тем, хорошим решением для повышения усвоения материала обучающимися, является связка печатного издания с набором видео материалов по общей теме. В 2018 году издательством Питер была издана книга за нашим авторством «Программирование для детей. От основ к созданию роботов», как учебное пособие для проведения занятий, и в 2019 году издательство Дрофа вышел единый учебник технологии, где авторами раздела по робототехнике также являлись мы. Эти издания входят в учебно-методический комплект образовательной робототехники УМКИ, (пакет в школьном дистрибутиве UMKI с использованием сред визуального программирования SNAP и КУМИР, которые включены в базовую поставку Альт Образование). В связи с изложенным в начале статьи, для повышения вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, нами были разработаны наборы мультимедийных материалов, включая и наборы видеороликов, как дополнительное пособие по технологии программирования. Использование видеоматериалов позволяет педагогу на занятиях в полной мере реализовать базовые педагогические принципы: наглядности, научности и практикоориентированности, позволяя ученику самостоятельно заниматься с материалом переходя от простого к сложному, повторяя, при необходимости нужные фрагменты, и продвигаясь вперед в собственном темпе.

На сайте ИПЛИТ РАН мы опубликовали ссылку на вики ресурс, где собраны ролики по различным категориям, сами ролики, при этом, загружены на Ютуб. В этом курсе предлагается два направления обучения программированию микропроцессоров в среде Ардуино. Первый раздел ориентирован на учеников начальной школы: обучение из среды визуального программирования Snap! (аналог Scratch). Второй – для учеников основной школы: обучение программированию в среде Ардуино IDE. В двух различных средах ученики знакомятся с базовыми функциями обращения к портам процессора начиная от самых простых, управляя встроенным светодиодом на тринадцатом контакте Arduino, до достаточно интересных проектов помогающих юному пользователю самостоятельно создать работу, которая в будущем сможет оказаться базой для собственного стартапа.

Используемое в обсуждаемом учебно-методическом комплекте оборудование, построено на базе AVR микропроцессоров ATmega – контроллеров Xbee, Arduino с наборами датчиков и электронными компонентами позволяющими создавать программируемые модели роботов.

Для записи видео роликов использовались инструменты, доступные в среде: «Альт Образование 9» - это:

  • SimpleScreenRecorder - программа для записи игр с экрана. Использовалась для записи действий на экране
  • Inkscape - профессиональное программное обеспечение для работы с векторной графикой. Использовалась для записи титров
  • MEncoder — программа для конвертирования аудио и видео файлов. Использовалась для нарезки видео роликов, склейки по сценарию, конвертации видео в конечный формат.

Естественно, использовались программы самой операционной системы linux – FTP, SCP для переноса видео роликов с мобильного телефона на сервер хостинга.

Поскольку обучающих видео роликов было создано достаточно большое количество, то для удобной навигации, был организован и использован WIKI-сервер, чтобы всю информацию упорядочить организовать структурную навигацию для ориентации по группам роликов.

Порядок создания был следующий.

  1. Составление сценария ролика, для определения того, что за чем должно быть представлено, и к чему необходимо подойти в финале ролика.
  2. Составление схемы на базе набора оборудования, задействованного в ролике. Набор оборудования используемого для этого был следующим:
    • ноутбук с ОС Altlinux , для сборки готового видеоролика;
    • смартфон, на который снимались действия на столе;
    • штатив – для крепления смартфона;
    • плата УМКИ-К6, включающая контроллер Arduino Nano;
    • набор электронных компонентов подключаемых к плате УМКИ-К6 и комплект проводов,;
    • стол, свет, фон – хромакей.
  3. Составление программного кода, который будет разбираться в ролике, проверка его работоспособности и соответствия портам, собранным на схеме.
  4. Съемка нескольких частей видео записи, на смартфоне и на экране, с сохранением результатов в папке конкретного видеоролика.
  5. Обрезка ненужных моментов из роликов, например, командой: $mencoder sh924_2.mp4 -ovc copy -oac mp3lame -of lavf -ss 1:38 -endpos 6 -o 116.mp4

где sh924_2.mp4 - имя входного файла, -o 116.mp4 – имя выходного файла, -ss 1:38 обрезаем с минуты 38 сек, в течении 6 секунд.

  • Переноска нарезанного набора роликов в папку с файлами титров, заранее подготовленных в едином стиле в виде картинок, и запуск склейки финального ролика, например, командой:
 $mencoder 1*.mp4 -ovc copy -oac mp3lame -of lavf -o 222.mp4
    • где
1*.mp4
– имена всех файлов в нужной последовательности,
-o 222.mp4
– имя выходного файла.
  • Публикация полученного файла на сервере видеохостинга youtube.com.
  • Создание на WIKI сервере раздела со ссылкой на ролик в Ютубе и, оформление его изображением схемы эксперимента и программного кода для этого занятия.

Опыт преподавания программирования в школе показывает, что публикацию подобных видеоматериалов можно организовать на потоке для достаточно большого числа учащихся, причем быстро, с высоким качеством и доступностью для преподавателя, даже в том случае, когда преподаватель может не владеть в полной мере новейшими информационными технологиями, необходимыми для организации обучения в рамках ФГОС последнего поколения. Мы уверены, что использование подобных видеоматериалов позволит организовать современный учебный процесс с минимальными затратами на переобучение преподавателей и с максимальным положительным и качественным результатом.

Нужно отметить, что все видео ролики, приведенные на сайте, а также книга «Программирование для детей. От основ к созданию роботов», как и весь учебно-методический комплект «УМКИ» базируется на программном обеспечении под лицензией GNU, которое совершенно свободно и бесплатно можно установить на компьютер, смартфон, передать друзьям, ученикам и коллегам по работе. Пакеты программного обеспечения входят в репозиторий Девятой платформы (p9) .

Создание и использование в образовательном процессе видео роликов. Проект УМКИ (Игорь Воронин, OSEDUCONF-2020)!.jpg

Примечания и ссылки

Литература

  • Стас Фомин. Инструмент для эффективного монтажа семинаров, докладов и прочего образовательного видео. http://wiki.4intra.net/SeminarAssembler
  • Воронин И.В., Воронина В.В. Программирование для детей. От основ к созданию роботов, г.2018, ISBN 978-5-4461-0555-7, Издательство Питер
  • Стас Фомин. Крупнейший каталог российских докладов и семинаров ПО IT-тематике! http://0x1.tv/Медиатека
  • Игорь Воронин 2013г. Использование программируемого робота конструктора в образовательных целях, Ярославский педагогический вестник
  • Е.С. Басан, А.С. Басан, г. Таганрог, РФ, Обзор аппаратных платформ для реализации беспроводных сенсорных сетей, УДК 004.056: 004.73
  • АСТАПОВА О.В., Использование видеороликов в процессе обучения, ГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»; Лесосибирский педагогический институт, Лесосибирск Номер: 8 Год: 2011 Страницы: 152a ЖУРНАЛ:УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза) ISSN: 1681-7494
  • Мартен Бэрт, автор SimpleScreenRecorder — программы в Linux для записи программ и игр https://www.maartenbaert.be/simplescreenrecorder/
  • Страница сайта образовательных видео роликов УМКИ – http://meteor.laser.ru/umki/index.php/Видео
  • Discuss on VK
  • Discuss on Facebook

Plays:31   Comments:0