Алгоритмика и программирование для дошкольников и младшеклассников — мировые тенденции и отечественный опыт (Анатолий Кушниренко)
Материал из 0x1.tv
Содержание
Аннотация
- Докладчик
- Анатолий Кушниренко
Понижение возраста освоения элементов алгоритмики детьми стало общемировой тенденцией. Это освоение происходит сегодня во всем мире: в семье при самостоятельной игре ребенка с безтекстовыми системами программирования или в рамках короткого цикла дополнительных занятий в дошкольном учреждении.
В докладе будет рассказано, как накопить в дошкольный период опыт бестекстового «детского» программирования виртуальными роботами в системе ПиктоМир, используя подготовленную авторами свободно распространяемую 100-страничную методичку с «поминутным» планированием и использовать этот опыт в начальной школе, переходя ко «взрослому», текстовому программированию реального робота в системе КуМир.
Видео
Посмотрели доклад? Понравился? Напишите комментарий! Не согласны? Тем более напишите.
Тезисы
Явления, которые мы будем сегодня обсуждать, должны рассматривать в очень широком контексте освоения нашей цивилизацией результатов развития ИКТ-технологий. Начнем с фактов.
- 1. Число переключательных элементов в современном микропроцессоре — ключевом элементе ИКТ-технологий — приближается к числу нейронов человеческого мозга.
- 2. На каждого жителя Земли сегодня приходится до десятка микропроцессоров и микросхем соизмеримой сложности.
- 3. Компьютеры начинают успешно конкурировать и обгонять человека во многих областях, ранее считавшихся доступными только человеку. Примерами могут служить: игра в шахматы, вождение автомобиля по улицам и дорогам Америки, «гуманитарные» интеллектуальные игры эрудитов типа «Что-где-когда».
Приведенные выше три факта относятся к интеллектуальной деятельности человека. Но и в сфере материального производства компьютеры начинают радикально менять вид технологической цепочки от возникновения замысла до его материального воплощения.
Если в конце XX века человечество успешно справилось с задачей «цифровизации» и автоматизации процессов обработки информации, то в начале XXI века начались «цифровизация» и «дискретизация» процессов материального производства. В XXI веке слово сделать все чаще будет означать запрограммировать. Уже сегодня достаточно составить нужную программу для подходящего 3D-принтера и будет создан (напечатан) нужный физический объект: настенный календарь, шкив электрогенератора автомобиля, пластмассовый пистолет, микропроцессор, или даже жилой дом.
В свете приведенных фактов меняются и представления землян о задачах системы образования в сфере ИКТ: раз современное мировое хозяйство все больше «завязано» на информационно-коммуникационные технологии, то без подготовки корпуса кадров, свободно ориентирующихся в процессах информатизации, современное мировое хозяйство не сможет выживать и развиваться.
Первая реакция системы образования на усиление роли ИКТ-технологий — резкое понижение возраста знакомства подрастающего поколения с основными понятиями ИКТ. Подобное понижение возраста освоения наиболее важных для нашей цивилизации понятий в истории уже случалось.
Напомним, что 400 лет назад самая важная отрасль математики — арифметика — изучалась в университетах, а сегодня — изучается в первом классе и предварительное знакомство начинается еще до школы. Информатика переместилась из университетов в начальную школу гораздо быстрее. Самая важная отрасль информатики — алгоритмика — 40 лет назад изучалась в университетах, сегодня — в первом классе и предварительное знакомство начинается еще до школы.
Понижение возрастного порога стало возможно после освоения педагогами и программистами бестекстовой методики программирования — представление программы не в виде текстов, а в виде расположенных в пространстве материальных объектов, символизирующих команды, отдаваемые реальному или виртуальному роботу или расположенных на экране компьютера пиктограммах этих команд.
На основе этой методике за последние 5 лет в мире был создан ряд игровых и учебно-игровых систем. Представителем этих систем в России является многоплатформенная, свободно распространяемая учебно-игровая среда ПиктоМир разработки НИИСИ РАН, см. [1–3] и сайт http://www.piktomir.ru/.
Наряду с собственно программной системой в НИИСИ РАН была разработана и методика ее использования при проведении цикла из 11 занятий по теме «Алгоритмика» в подготовительных групп ДОУ. Эта методика подробно описана в 100-страничном методическом пособии, размещенном на том же сайте.
В планах НИИСИ РАН на 2015 год — завершение разработки свободно распространяемого методического и программного обеспечения курса «Алгоритмика для второклассников», состоящего из 3 циклов:
- «Алгоритмика 1» — 10 занятий — бестекстовое программирование в системе ПиктоМир;
- «Алгоритмика 2» — 10 занятий — бестекстовое программирование в системе ПиктоМир и текстовое программирование в системе КуМир;
- «Управляем настоящим Роботом» — 6 занятий — программирование простейших алгоритмов управления Лего-роботом в системе КуМир.
- Литература
-
- [1]
- Rogozhkina I. B., Kushnirenko A. G. PiktoMir: Teaching Programming Concepts to Preschoolers with a New Tutorial Environment. — // World Conference of Educational Technology and Researches, July, 2011
- [2]
- Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Программирование для дошкольников и младших школьников. — // Информатика. — М.: Первое сент., 2011, N15. — стр.20–23
- [3]
- Кисловская А.Д., Кушниренко А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников — // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. 16-17 июня 2014 года. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. — Т. 2. — стр. 3–7.
Примечания и отзывы
Plays:928 Comments:0